Содержание
Настольная игра «Каркассон» (Carcassonne) – интереснейшее развлечение, отправляющее участников на просторы средневековой Франции. Здесь придется возводить замки, выстраивать дороги, управлять собственными рыцарями, что в совокупности сделает игрока правителем одной из провинций. Механика у настолки не сложная для восприятия. На ходу вполне реально разобраться со всеми правилами, а это значит, что играть можно даже детям с 8 лет. Длительность партии приблизительно 30 минут, однако она может затянуться и до часа.
Уровень сложности: средний
Количество игроков: 2-5
Развивает навыки: сообразительность, стратегия, комбинативность
Что в наборе?
«Каркассон Средневековье» умещается в прямоугольную коробку и имеет следующий набор компонентов:
- картонные тайлы, необходимые для сбора карты земель – 72 шт.;
- разноцветные деревянные фишки — Миплы – 40 шт.;
- дополнительное поле для подсчета очков;
- брошюра с правилами игры.
Что за средневековье?
Знакомясь с игрой «Каркассон», можно задаться данным вопросом. Ответ заключается в том, что игрокам по кусочкам (тайлам) необходимо составить карту средневекового княжества. И крепость Каркассон действительно существует до сих пор.
Почему игра так называется?
Имя у настолки и вправду странное, что хочется узнать её истоки. «Каркассон» – французское слово, и именно так называется старинный замок в южной части Франции. Создатель игры Клаус-Юрген Вреде по профессии немецкий педагог религии и музыки, и однажды он посетил крепость Каркассон. Вдохновившись увиденным, автор придумал идею для настольной игры.
Но название игры «Каркассон» не самое примечательное. Стоит отметить, что благодаря ей и американке Элисон Хэнсел впервые в мире настолок появилось такое понятие, как «мипл». Сейчас каждый любитель игр хоть однажды, но встречал это слово. Когда в 2000 году Элисон изучала компоненты «Канкассона» и увидела деревянные фишки человечков, она заявила, что это «миплы». Настольщики из Бостона сразу же подхватили термин. «Мипл» или «Meeple» – композиция слов «me» и «people».
Насколько популярна эта игра?
Настольная игра «Каркассон. Средневековье» пользуется популярностью во всем мире и продается громадными тиражами. Настолка в 2001 году получила звание «Игра года», но известности не потеряла и по сей день.
Почему «Каркассон» столь хорош?
Настольная игра предназначена для участников любого уровня – от легкого, схожего с домино, до серьезного, где необходимо придумывать стратегии, применять знания математической теории. Зачастую «Каркассон» выступает как развлечение средней сложности для компании друзей и семейного вечера.
Насколько быстро можно научиться играть?
Ввиду простых правил и незамудренной механики, научиться играть в «Каркассон» возможно после первой игры. В следующей партии в «Каркассон» каждый новичок сможет сражаться за правление провинцией на равных с бывалыми участниками.
Как играть?
Ход за ходом участники игры «Каркассон» помещают на поле по одному тайлу, вытянутого в закрытую. В оригинальной версии собирается карта средневекового княжетсва, а в версии игры «Каркассон. Крепость» вместо карты сама крепость. Основной задачей является строительство городов, возведение полей, монастырей и дорог. Когда край объекта достроен, его владелец заработает победные очки.
Не секрет, что тайлы выкладываются не в фиксированные места, а хаотично. Игра «Каркассон» приобретает множество вариантов проведения партий в зависимости от того или иного хода.
Также во время хода игрок вправе поместить одного из своих миплов, приносящих дополнительные победные очки: крестьянина, рыцаря и других. Один и тот же мипл может примерять разные роли. Вполне реально начать разбойником на большой дороге, после чего стать рыцарем, монахом или начать возделывать собственное поле.
Один из миплов участника игры «Каркассон» применяется для подсчитывания очков на специальном поле – шкале.
В каких случаях стоит выбрать «Каркассон»?
- если вы в поисках простой игры для ребенка;
- если вы любите средневековье и хотите заинтересовать этим детей;
- если в поисках отличного развлечения для своей семьи;
- если вы просто любите настольные развлечения.
Для кого эта игра?
- для школьников, начиная с младших классов. Развлечение можно воспринимать как сложный пазл с несколькими решениями. Именно эта настолка улучшит творческие навыки, визуальную память и мелкую моторику;
- для небольшой компании из пяти человек, чтобы провести время за не слишком замудренной стратегией;
- для большой семьи, где дети и взрослые сразятся на равных;
- для друга как подарок, ведь стратегий в коллекции много не бывает.
Правила игры
В настольной игре «Каркассон» правила игры подразумевают и несколько советов, которые упрощают проведение партии.
- Располагайте миплы крестьян горизонтально, чтобы не перепутать их с рыцарями, разбойниками или монахами.
- Если в запасе у игрока не осталось фишек, он будет вынужден выставлять пустые тайлы и выжидать, когда один из миплов вернется в запас.
Подготовка к игре
- поместите стартовый тайл в центр стола;
- тщательно перетасуйте остальные тайлы «Каркассона» и разложите их хаотично лицевой стороной вниз;
- уложите на краю стола шкалу для подсчета очков;
- разделить между участниками по 8 фишек одного цвета. 7 из них игрок оставляет в запасах, а восьмую устанавливает на «0» ячейке шкалы подсчета;
- случайным образом определите начинающего партию.
Ход игры
Игроки в «Каркассоне» ходят по часовой стрелке, выбрав удобным способом начинающего партию. Ходы протекают с помощью следующих этапов:
- Участник вытягивает один из тайлов и соединяет его с одним из уже выложенных.
- Игроку разрешено поместить фишку на только что сыгранный тайл.
- Если выложенный тайл в этот же ход приводит к завершению дороги, монастыря или города, то начинается шаг подсчитывания победных очков.
Как сыграть тайл?
Изначально тайлы – квадраты, из которых собираются земельные владения, размещены в хаотичном порядке лицом вниз. Играющий переворачивает один из них и показывает соперникам. Далее тайл необходимо соединить с уже лежащим на столе рубашкой вниз.
Замечания при расположении нового квадрата:
- новый тайл соприкасается с выложенным ранее хотя бы одной стороной;
- в области соприкосновения сторон дороги переходят в дороги, поля – в поля, а города – в города.
Если вытащенный квадрат нельзя присоединить согласно вышесказанным правилам, то участник вытягивает другой.
Как выставить мипла?
Выставление мипла – фишку человечка возможно на только что сыгранный тайл. При этом участник игры «Каркассон» должен соблюдать следующие правила:
- на каждом ходу игрок выставляет только одного мипла;
- фишка устанавливается из своего запаса (выбранного вами одного цвета);
- он должен определить, на какую часть квадрата выставить мипла;
- нельзя поставить своего мипла на дорогу, поле или город, если там уже стоит хотя бы одна фишка соперника или его собственная.
Мипл, установленный на дороге, объявляется в игре «Каркассон» разбойником, в городе – рыцарем, в поле – крестьянином, в монастыре – монахом.
Завершение строительства
Дороги
Если оба конца дороги в «Каркассоне» упираются в город, монастырь или перекресток, то она считается построенной. Играющий, который поместил на построенной дороге своего мипла, получит столько победных очков, сколько тайлов потребовалось для постройки конечного объекта.
Если на построенном участке больше одного разбойника, победные очки получит тот игрок, у кого разбойников больше. При одинаковом числе разбойников каждый получит прописанное в правилах число очков.
Города
Чтобы считать город построенным, достаточно, чтобы все пространство было окружено стенами. Участник, разместивший рыцаря в построенном городе, получит по 2 победных балла за каждый тайл горда, а также по 2 очка за каждый щит.
Если в построенном городе больше одного рыцаря, то дальнейший алгоритм строится так же, как и в строительстве дорог.
Монастыри
Когда монастырь окружен со всех сторон тайлами, он считается построенным. Игрок, чей монах расположился в построенном монастыре, получит 9 победных очков, после чего возвращает мипла в свой запас.
Иногда за ход участник вправе выставить мипла на карту и сразу же вернуть его в собственный запас, закончив строительство и заработав очки. Это реально сделать при выполнении следующего алгоритма:
- новым тайлов участник заканчивает строительство города, дороги или монастыря;
- играющий выставляет мипла в завершаемый объект;
- участник зарабатывает очки за завершение строительства;
- он забирает обратно в запас этого мипла.
Поля и крестьяне
В ходе партии игры «Каркассон» поля не принесут участнику победных очков. Они нужны, чтобы крестьяне снабжали города провизией. Сами крестьяне добавят очков участникам по окончании игры. Попадаю на карту, они не снимаются более с нее, не возвращаются в запас к другим миплам.
Каждый крестьянин стоит на полях, которые отделены друг от друга дорогами и городами.
Окончательный подсчет очков
После того, как к карте игрок присоединит последний тайл, партия завершится. Далее начнется интересный этап – подсчитывание заработанных очков, которые легко отслеживаются с помощью перемещения миплов на соответствующей шкале.
Недостроенные объекты
Шаг в игре «Каркассон» начинается с того, что подсчитываются все недостроенные объекты: города, дороги, монастыри.
- игрок, у которого разбойник на недостроенной в ходе партии дороги, получит 1 победное очко за каждый тайл, где размещена дорога;
- участник, рыцарь которого находится в недостроенном городе, также заполучит 1 очко за каждый тайл, в котором расположился этот город;
- игрок, монах которого остановился в недостроенном монастыре, получит 1 победное очко также за каждый тайл, что окружает квадрат монастыря, включая сам монастырь.
Учитывая все эти действия, игроки в «Каркассон» перемещают миплов своего цвета по шкале делений, так удобнее увидеть победителя сразу после подсчета.
Если на дороге или в городе стоят миплы нескольких человек, то баллы получит тот, у кого миплов стоит больше на том или ином объекте. При их равенстве несколько игроков заработают одинаковое число очков, заявленное для одного игрока.
После того, как подсчитаны очки за недостроенные объекты, снимаются все фишки с этих них, это намного облегчит дальнейший подсчет за крестьян.
Очки за поля
Как уже говорилось ранее, в «Каркассоне» сами поля очков не приносят, а нужны они для снабжения соседних городов провизией. Для поля, отделенного от других дорогами, городами и пробелами в карте, определяется хозяин. Это обычно игрок, у которого на данном поле расположилось больше крестьян.
- Хозяин получает 3 очка за любой достроенный город, если он граничит с его полем. Размер города не важен, однако недостроенные города не дадут участнику никаких победных очков за крестьян.
- Если город одновременно граничит с несколькими полями, то хозяева полей заработают по 3 очка каждый. Так участнику легко заполучить по 3 очка за один и тот же город несколько раз!
Играющие «Каркассона» перемещают миплы на соответствующее число делений на предназначенной для подсчета очков шкале. Так сразу будет очевиден победитель игры.
Победа в игре
Игра «Каркассон» завершается, когда подсчитаны очки за снабжение городов провизией. Победителем объявляется тот, кто наберет больше победных очков среди всех участников.
Дополнения и другие варианты игры
- «Каркассон. Королевский подарок». Внутри игроки встретят базовую модификацию «Каркассона» и 4 дополнения: «Таверны и соборы», «Купцы и строители», «Аббат и мэр» и «Король и разведчик» для базового комплекта. Отдельно в коробке лежит дополнение «Разведчик», которое совместимо с версией «Охотники и собиратели».
- «Дети Каркассона» – набор для самых маленьких любителей настолок, участники по-прежнему будут бороться за баллы в небольшой деревне во Франции. Правила и механика схожи в оригинальной версией.
- «Каркассон. Охотники и собиратели» – самостоятельная игра, отправляющая участников в путешествие в эпоху первобытного мира к племенам охотников и собирателей. Игроки попробуют, как же раньше люди искали пропитание в лесах, собирали ягоды и орехи, ловили рыбу в озерах, строили хижины и многое другое. Механика построена на основе базовой версии игры.
- «Каркассон. Предместья и Обитатели» – набор расширений без базовой версии. Для полноценного проведения партий всё же понадобится базовая модификация.
- «Каркассон. Новые земли» – самостоятельное развлечение на основе классической версии, где предстоит выкладывать карточку местности из маленьких плашек. Здесь игроки смогут освоить новые земли: исследуют моря, опасные горы и степи.
- «Каркассон. Крепость» – самостоятельная игра, в которой осталась основа оригинального развлечения в виде французской крепости. Здесь необходимо возводить крепость, в не страну подобно обычному «Каркассон». Плашки будут лежать целиком внутри крепостных стен. Очки теперь подсчитываются прямиков в рамке из стен. Интересной особенностью именно этой модификации является ограниченное число игроков – всего двое.
Видео обзор
Похожие игры
«Шакал» – настольная игра, которая отправит участников на остров сокровищ. Задача игроков – утащить к тебе на корабль больше золота, поэтому вперед на поиски! Остров просто кишит приключениями: участники попадут в непроходимые джунгли, пустыни, проклятые болота и горы. Также им придется прятаться в крепости и заблуждаться в пещере, и быстро и благополучно добираться до своего корабля поможет воздушный шар или самолет. Участников поджидает множество соперников, которые жаждут отобрать сокровища, и лишь сильнейший сможет победить!
«Гномы вредители». День и ночь трудолюбивые гномы добывают золото, но тут встречаются и такие работники, которые всячески вредят и деморализуют своих соратников по труду. Это веселая игра, которая поднимет настроение игрокам и окружающим.
«Гранада» – подобие настолки Alhambra, она является градостроительным развлечением. Настолка популярна во всем мире, как и «Каркассон».